Пещеры Аджанты расположены на скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры, и представляют собой хромовый комплекс состоящий из 29 пещер филигранно высеченных в базальтовой скале. двадцать четыре зала оказались монастырями, а еще пять – храмами. Общая протяжённость пещер около 500 метров.
Пещеры, украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.
Пещеры Аджанты были случайно обнаружены британскими солдатами под предводительством офицера-кавалериста 28-го Мадрасского полка Джона Смита, 28 апреля 1819-го года. Британские офицеры, пробиравшиеся джунгли в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века.
Новость распространилась быстро. Больше всего ею заинтересовался архитектор и археолог Джеймс Фергюссон. В 1843-м году Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс.
После отчета Фергюссона в 1844-м году, индийские власти, для дальнейшего исследования пещер Аджанты отправляет капитана Британской армии и художника Роберта Гилла. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копированию наскальных фресок на полотно, он посвятил целых 20 лет своей жизни.
Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, 30 декабря случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Еще часть работ погибла при пожаре в выставочном зале королевского дворца в Южном Кенсингтоне
Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.
В 1872 году в пещеры был направлен Джон Гриффитс – директор школы искусств в Бомбее. Ему предстояла та же миссия, что и Гиллу: запечатлеть на холсте древнюю живопись. К счастью, его работы сохранились. Повезло и его последователям – индийскому археологу и историку искусства Гуламу Яздани, английской покровительнице искусств Кристине Хэррингэм. Картины последних дошли до наших дней. Публика смогла собственными глазами оценить масштаб работы древних мастеров.
Если вытянуть в линию одни только каменные кружева резьбы, ее длина достигнет десятки километров. А фрески считаются венцом восточного искусства. В одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и потолки. А так раньше выглядели все двадцать девять пещер. Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира.
Археологи до сих пор ломают головы над тем, как живописцы древности умудрялись творить в полумраке пещер. Как им удалось расписать стены тончайшими рисунками с множеством цветовых оттенков? Как они высекали столь совершенные статуи в кромешной тьме?